год 1989
страна США
слоган «The ultimate underground movie. It will leave you legless!»
режиссер Рон Андервуд
сценарий С.С. Уилсон, Брент Мэддок, Рон Андервуд
продюсер Эллен Коллетт, Гэйл Энн Херд, Брент Мэддок, ...
оператор Александр Грушинский
композитор Риба МакИнтайр, Эрнест Труст, Роберт Фолк
жанр ужасы, фантастика, комедия
бюджет $10 000 000
сборы в США $16 667 084
Владимир Гордеев: Дрожь земли — приятная дрожь в коленках
В степи объявились неизвестные науке гигантские реликтовые черви с IQ шестилетнего ребенка. Жители маленького поселка, отрезанные на много миль от человеческого жилья, вынуждены вступить в смертельную схватку с разумными чудовищами, остервенело кидающимися на все, что способно "сотрясать" землю — от гусениц тракторов до мягких лапок кошки.
Фильм стал большим хитом, обзавелся тремя продолжениями, получил статус культового кино. Он действительно привлекателен, сбалансирован, приятен для просмотра. Кровавых сцен в нем не так много. Дань отдается жанру приключенческому, комедийному, в духе "Индианы Джонса".
Человек борется с силами природы, — уже звучит заманчиво. Но это не привычные нам тигры, льва или ураганы, растиражированные в приключенческой литературе, а потом в кино. Здесь появляется нечто новое, свежее, таинственное. То есть, во власть вступает вымысел. Но подобно Стивену Спилбергу в "Челюстях", Рон Андервуд не спешит показать нам гигантских червей, и Ожидание Червя только добавляет фильму бонусов.
Другой плюс — запоминающиеся персонажи. Простые, хорошие люди с чувством юмора. Обычно в подобных фильмах жители глубинки выглядят одинаково — пушечное мясо, на котором висит заводская бирка: "съешь меня". Но тут сценаристы не поскупились на прорисовку характеров. Чего стоит, например, семейная парочка, фанатеющая от сафари и содержащая в бронированном подвале богатый арсенал.
Но важнее всего то, как фильм снят. Довольно часто нам показывают вид Кадр из фильма сверху. Герои перемещаются по крышам сараев и бистро, влезают на водонапорные башни. Широкая панорама не только обогащает фильм деталями, но и привносит элемент игры. Надо успеть добежать вон до той скалы! А червь движется гораздо быстрее! Поскольку ты не можешь взять управление героем на себя, возникает особое напряжение, саспенс. Вспомним популярную лет 15 назад стратегию в реал-тайме "Дюна" и "Дюна 2", сделанную по роману Фрэнка Херберта и экранизации Дэвида Линча. Невероятные, какие-то даже метафизические черви Линча уступают "простым" и "очаровательным" червячкам Андервуда в правдоподобности. Кажется невозможным столкнуться с червями Линча face to face, и потому бегство Кайла Маклохлана забирает не так сильно, как беготня персонажей Андервуда. Мимоходом складывается впечатление, что игру делали не по "Дюне", а как раз по "Дрожи земли".
Прекрасно развлекающий, чисто игровой фильм. Сейчас он кажется довольно устаревшим, а в свое время считалось, что "Дрожь земли" реанимировала классическую фантастику 50-х годов — все эти фильмы катастроф про мутировавших до размеров небоскребов тарантул, богомолов и прочей подножной шелупни.
Интересные факты о фильме:
* Поначалу грабоидов планировалось сделать совершенно сухими. Но после окраски чудовища стали лосниться и кто-то пошутил, что они выглядят так, будто покрыты лаком для ногтей. Поэтому их сделали склизкими.
* Идея фильма пришла в голову С.С.Уилсону, когда он служил на флоте в... Калифорнийской пустыне. Как-то, отдыхая на скальном выступе, он принялся фантазировать на тему, а вдруг сейчас что-то выскочит из-под земли и стащит его с камня.
* "Пушка на слонов", из которой Берт расстреливает грабоидов, создана на основе бельгийского восьмизарядного дробовика фирмы William Moore & Co
Собственно ещё один из любимых с детства фильмов. Расстраивает только то, что четвёртая часть заметно уступает по качеству первоначальной трилогии((
Отредактировано AiRon (2009-08-07 13:27:35)